| ||
ЯЗЫК НАШЕГО ТЕЛА
Многие методы психотерапии ориентированы на целостный подход к пониманию природы и функционирования человека. Особое место среди них занимают методы телесно-ориентированной психотерапии, которые явились убедительным практическим выражением ценности преодоления картезианского дуализма ума и тела. Телесные техники расширяют активное или направленное воображение, которое охватывает не только образы, но и осознание пациентом телесных ощущений, изучение и переработку проявляемых в различных телесных состояниях потребностей, желаний и чувств. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нём блоков. В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя наши желания и эмоции, мы прячем их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. В теле "записаны" все пережитые нами психотравмы, эмоциональные напряжения. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое и телесные аспекты в психотерапии приобретают всё большее значение. Одним из направлений психологического консультирования, которое в настоящее время успешно развивается, является включение в процесс работы телесной сферы клиента посредством использования телесной метафоры (или психокатализ по А. Ермошину) и непосредственной работы с телом (холистический массаж и другие виды телесных практик, таких как танцевальная терапия, бондинг, биосинтез, рольфинг, метод чувственного сознавания, сенсо-мануальное программирование). Психотерапевты стремятся пробудить жизнь. Они стремятся оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу. Физический контакт - это архетипическая необходимость. В наше время и дети и взрослые страдают от недостатка прикосновений. Глубинная психология пытается установить диалог между сознанием и бессознательным. Она использует символы из снов, фантазий, язык тела, искусство и ритуалы, чтобы построить мост между сознанием и бессознательным. Согласно Юнгу архетипы являются проявлениями Самости; сознательно сближаясь с архетипами, это приближается к Самости и к своему уникальному развитию, к "индивидуации" Чтобы заставить эго осознать комплексы, аналитик фокусируется на их содержании, на том, как они проявляются в образах и в соматическом восприятии. Чтобы раскрыть содержание комплекса можно использовать не только анализ сновидений и активное воображение, но и телесную терапию, которая к тому же ускоряет преобразование комплекса. Телесные проявления комплексов заметны в жестах и автономном поведении, но наиболее Драматично они выражены в психосоматических заболеваниях. Д. Мак-Кинли пишет: "Телесной терапией" я называю взаимодействие между пациентом и терапевтом с использованием телесных техник; цель этого взаимодействия - обнаружить дотоле скрытые аспекты души. Чтобы ускорить диалог между сознанием и бессознательным, терапевт, помимо традиционного внимания к психическим процессам, использует телесные техники" Телесная терапия использует два основных метода, чтобы освободить тело и расширить движения и осознание. Первый метод - двигательные упражнения. Раскрывающие блоки, растягивающие мускулы и увеличивающие гибкость. Второй - прикосновения, освобождающие спонтанные движения, которые являются выражением глубоких чувств (то есть комплексов). И тот и другой, подход можно использовать в телесной терапии, чтобы вызвать психическую осознанность и довести комплексы до сознания. Если психологические элементы изменения не вербализуются и не становятся сознательными, тогда это - не телесная терапия - хотя комплекс меняет форму или происходит "исцеляющий перенос". Таким образом, ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИЕЙ называется любой метод, который фокусируется на соматических проявлениях комплексов, чтобы преобразовать комплект и расширить взаимодействие эго и Самости. Маргарет Риббл выступила против холодного отношения к процессу вынашивания ребёнка. Рене Шпитц и Гарри Харлоу подтвердили с помощью экспериментальной психологии, что физический контакт с матерью очень важен для выживания младенцев и человеческой расы в целом. Тело, как единое целое, отождествляется с душой, как с единым целым с Самостью. Таким образом, юнгианская психология может помочь извлечь тело из тьмы и односторонности и привести его к целостности. Нынешнее состояние нашей психологии требует не только понимания, но и телесного чувства и осознания Фрейд и его коллеги обнаружил, что мораль и невроз тесно связаны. Каким-то образом энергия ума-тела перенаправляется в телесные симптомы, как бы говоря, что больное тело означает больную душу, которая нуждается в лечении. Альфред Адлер внимательно относился к физическим дефектам и к телесному выражению характера и внёс огромный вклад в эволюцию телесной терапии. Позы и движения тела всегда указывают, каким образом человек подходит к своей цели. Если человек идёт прямо - это признак смелости, в то время как нерешительный взрослый человек избегает прямых действий, и это проявляется во всех его движениях. Адлер детально фокусировался на экспрессивных движениях, подчёркивал важность социального чувства и агрессивного влечения (которое он называл "сражением за у удовлетворение"), и это очень помогло развитию холистического подхода и психосоматической медицины. Гроддек и Райх считали , что напряжение всегда является результатом фрустрированной сексуальной энергии. Георг Гроддек смотрел на болезнь как на форму коммуникации, Вильгельм Райх считал, что нужно непосредственно воздействовать на панцирь характера. ПАНЦИРЕМ ХАРАКТЕРА он называл хронические физиологические ригидности (зажатости), сдерживающие возбуждение. Он отделял свои аналитические интерпретации, которые он называл "анализом характера", от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое он называл "вегетотерапией мышечных склонностей" и "анализом характера в области биофизического функционирования ". Райх выделял семь колец мышечного панциря, охватывающего тело: 1) область глаз; 2) рот и челюсть; 3) шея; 4) грудь; 5) диафрагма; 6) живот; 7) таз. С помощью различных упражнений и массажа он систематически воздействовал на каждое кольцо. Он называл это вегетативной терапией, поскольку глубинные слои личности пациента связаны с вегетативными функциями, например с дыханием и пищеварением; он отделял эти функции от сенсомоторного поведения, которое легче изменить. Райх двинулся уже дальше: от анализа характера - к вегетотерапии задолго до того как на основе психодинамического базиса развилась психосоматическая медицина. ЮНГ заметил, что в активном воображении некоторым легче ТАНЦЕВАТЬ, выражать движением содержание бессознательного, а не представлять их аудиально или визуально, и это открыло дверь телесной терапии. Разработанная Юнгом техника "активного воображения" дала пациенту возможность выразить бессознательный материал и заложила основу для двигательной терапии. Юнг описывает эго как комплекс, состоящий главным образом из общего осознавания тела. Если фокусировать внимание на телесном опыте, появляется возможность выразить бессознательное через движение, одновременно поддерживая сильную позицию эго и не теряя телесного осознавания. Поскольку тело способно одновременно проявлять и сознание и бессознательное, оно может стать бесценным инструментом в изучении трансцедентальной функции. Юнг считал, что функции ума-тела синхронизированы, а вовсе не случайно совпадают. Минделл говорит об этом в своей книге "Тело сновидений". Тело человека является материальным отражением всех эмоциональных состояний и служит связующим звеном бессознательного и сознательного с внешним миром. У нас есть инстинктивное понимание этой связи, и независимо от того, признаём ли мы эту связь с научной точки зрения или нет, мы постоянно сталкиваемся с её проявлениями в нашей жизни. Представьте себе на минуту, что вы чем-то страшно рассержены, расстроены или, наоборот испытываете огромную радость Изменение вашего эмоционального состояния тут же вызовет изменение состояния физического, т. е. примет материальную форму. Причем изменение это произойдет помимо Вашего Желания Каждая переживаемая нами эмоция сопровождается определенными физическими процессами: сжатием или расслаблением мышц изменением давления и т. п. Мы знаем, что мышцы очень отзывчивы к упражнениям: постоянно занимаясь, например, поднятием тяжестей мы изменяем форму нашего тела Подобно этому, если мы будем испытывать какие-то определенные эмоции на протяжении нескольких месяцев или лет (например, страх, раздражение, злость) это, несомненно, вызовет структурные и физиологические изменения в нашем организме. Скрывая свои чувства, подавляя желания, мы "прячем" их в нашем теле - единственном месте, где это можно хранить и тем самым создаем блоки на пути движения жизненной энергии. Основательно поняв, какие физические функции выполняет каждая часть тела и обнаружив местонахождение блока, мы можем определить и те нефизические аспекты, которые с ними связаны. Важно также, сказать о том, что подлинное здоровье - это не просто хорошая физическая форма и отсутствие кризисных состояний Здоровье - это способность жить полной жизнью: испытывать разнообразные чувства, реагировать на внешние события, постоянно изменяться и совершенствоваться Наше тело может многое рассказать о том пути, который мы прошли, о том, с какими преградами встретились, о тех "войнах" в которых победили или проиграли об опыте, который мы приобрели, о конфликтах и вызовах судьбы, которые его формировали, а также о выводах, которые мы из этого сделали. Связь между физическим телом, разумом и духом позволяет при физическом освобождении (расслаблении) раскрыть потенциалы соответствующих нефизических уровней Ниже вы познакомитесь с ключевыми словами и общими утверждениями, определяющими те нефизические уровни, которые мы ассоциируем с некоторыми частями тела, а также различными полюсами нашего тела и сознания. Левый-правый, передний-задний, верхний-нижний, голова-тело, конечности-туловище. Каждому полюсу соответствует определенный аспект нашей жизни. Проблема возникает с появлением блоков, которые создают определенные разрывы (границы) между этими аспектами, что вызывает доминирование одного уровня над другим. Доминирование одного аспекта над другим в реальной жизни приводит к определенному стереотипу в поведении, который может стать ограничивающим фактором роста и развития. В своей работе мы помогаем людям осознать, исследовать и освободится от тех аспектов которые, ими ощущались, как неудовлетворяющие и ограничивающие. Знание "языка тела" может быть очень полезно для нас при использовании различных психотерапевтических практик. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РАЗНЫМ ЧАСТЯМ ТЕЛА Чтобы "услышать" то, о чем сообщает вам ваше собственное тело, внимательно исследуйте каждую его часть Посмотрите на себя и зеркало или, закрыв глаза, внутренне сосредоточьтесь на той части тела, которую вы хотите "послушать" Почувствуйте ее форму, состояние, функцию Задайте себе вопросы, на которые вам хотелось бы получить ответ и позвольте вашему телу выразить себя в словах, ощущениях и образах, послушайте о нем говорит вам ваше тело. Существование на физическом уровне границ между частями тела (например, позвоночник - граница между правой и левой частью) определяет наличие подобных границ на нефизическом уровне. Рассмотрим подробнее эти аспекты и границы между ними для более глубокого понимания связи между материальным и нематериальным, т.е. для понимания языка нашего тела существует система ключевых слов определяющих эту связь. Правая сторона тела МУЖСКАЯ, активная, ДЕЙСТВЕННАЯ, рационально мыслящая, внешняя, контролирующая. Характеризуется настойчивостью, авторитарностью, серьезностью и агрессивностью, диктует отцовские поступки, отвечает за деловые качества, является нашей взрослой половиной
Левая сторона тела ЖЕНСКАЯ, пассивная, восприимчивая, эмоциональная, духовная. Осуществляет связь с самим собой, обеспечиваем целостность восприятия. Диктует материнские поступки - забота, созидание. Артистичная, игривая.
Проще говоря, мы можем рассматривать границу между правым и левым аспектами как разрыв между:
Анатомически левое и правое полушария мозга перекрещиваются в теле. Левое полушарие, контролирующее правую часть тела, включает анатомические вербальные и математические процессы. Правое полушарие, контролирующею левую часть тела, включает творческие, артистические процессы и целостную восприимчивость Вы знаете, что и мужчины и женщины обладают обоими аспектами как в личности, так и в теле. Поэтому отношение между правым и левым - нашими мужскими и женскими аспектами, можно рассмотреть как отношения, которые будут отражать наш внутренний брак или развод между внутренним мужем и женой. Идя по этому пути, мы узнаем многое о наших внешних связях и браке и о том, существует ли свободный канал между ними, или там есть блок. Активны ли они равноценно, или один из них доминирует над другим. Также имеет значение наша прошлая модель - связь и конфликты между нашими родителями. В идеале мы хотим свободного движения от правого к левому, чтобы использовать оба этих аспекта таким образом и тогда, когда это необходимо. В ходе холистического массажа мы можем специально массировать левую и правую руку ногу или сторону, чтобы позволить себе и пациенту почувствовать каждую часть отдельно. Удивительно, как просто "услышать", о чем говорят эти два полюса нашего тела. ПЕРЕД - видимый, явный, выставляемый напоказ, ухоженный, представляющий, артистичный. Это то, что мы видим, с чем знакомы. Уязвимый. СПИНА - невидимая неявная, скрываемая. Темная сторона, "дальняя комната", бессознательное. Панцирь, защита, стойкость. Сдерживание отступление, принуждение. Мы можем рассматривать границу между передним и задним аспектами, как разрыв между: СОЗНАТЕЛЬНЫМ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ, Не задавайтесь целью определить преимущество одного аспекта над другим. Ведь никому же не придет в голову утверждать, что лучше иметь перед, а не спину - каждый аспект необходим на своем месте. Чему нужно действительно научиться, так это правильно и вовремя использовать возможности и свойства этих аспектов. Неприятие темных, нежелательных сторон (т.е. аспектов, связанных с нашей задней частью - спиной) приведет к разрыву между передним и задним аспектами и сделает нас неспособными принять самих себя. Закрывая глаза на отрицательные стороны, отбрасывая нежелательное, вы создадите условия для возникновения боли в спине. Не разрешая проблемы, вы можете просто рухнуть от их груза. Неудивительно, что многие люди страдают спинными болями. Самое главное, что боль в спине - это только начало, что лишь предупреждение о зарождении стресса. Спина, которая играет роль панциря и выполняет защитную функцию, принимает на себя первый "удар" Если не разобраться в причинах, то проблема усугубится, уйдет глубже внутрь. Верхняя часть тела - верх - "над столом". Видимая, демонстрируемая. Поддержка, действие. Контакт, общение. Речь, слух, зрение. Стремление, легкость. Мышление, наблюдение, выражение. Нижняя часть тела - фундамент - "под столом". Опора, устойчивость, равновесие, контакт с землей, "ствол и корни". Менее видимая, скрываемая, личная, интимная, секс. Движение, ходьба, стояние. Перемены. Грань между Верхней и нижней частями тела можно увидеть, как разрыв между:
В благоприятных обстоятельствах мы чувствуем себя одинаково хорошо в обоих аспектах - свободно переходим от общественного к личному, от основы к выражению и т. д. Когда мы зажаты, мы становимся привязанными к одному доминирующему аспекту, который перехлестывает и создаёт дисбаланс и как результат - раздражение. Это может привести к такой ситуации, когда мы будем оперировать только логикой, в то время, как нужно использовать и чувство, и показывать свое общественное лицо тогда, когда требуется близость, или доверяться "над столом" и прятаться "под столом" ГОЛОВА - лидер, взрослый верх. Интеллект, логика, идеи, интуиция, фантазии. Хранитель. Связь с рождением. Место нахождения органов чувств - глаз, ушей рта и носа. ЛИЦО - открытое, видимое, доступное для восприятия. Маска, социальное, конфликт. Сражение внутреннего, интимного. Выразительность, уязвимость. Связь с рождением. Небеса. ТЕЛО - эмоции, личное. Чувства, интуиция, инстинкт, импульс. Материалистическая реальность, конкретная форма, связь с землей, опора, ощущение удобства-неудобства. Движение. Страсть, желание. Ребенок, старик. Грань между головой и телом можно рассматривать, как разрыв между Нарушение связи между головой и телом, то есть между интеллектом с одной стороны и страстями и физическими ощущениями с другой - встречаются в наше бремя наиболее часто. Отношение к телу, как к грешному и нечистому, складывалось веками, и потому так глубоко сидит в каждом из нас страх перед страстями и желаниями. Этот страх лишает человека радости, является причиной внешних и внутренних разрушений. Наиболее частый результат борьбы между головой и телом (разумом и страстями) - болезнь. Начиная лечить себя и других, помните, что цель не в резком скачке от одного полюса к другому. Основываясь на старых аксиомах типа "небо лучше земли", а "разум лучше чувств", осознайте тот факт, что вы не должны быть привязаны к какому-то одному полюсу, поскольку такая позиция лишена динамики и движения. Размышляя о грани между головой и телом, помните о том, насколько важна шея. Когда голова и тело разделяются, мост, соединяющий их, вынужден предстать в виде ворот со стражей или "пограничниками", чтобы устанавливать статус кво. Прилив крови, сужение сосудов, пониженный лимфатический иммунитет, повреждение суставов - вот лишь некоторые проявления, указывающие на возможный блок в этой области. Когда я работаю с людьми, страдающими разделением между головой и телом, то замечаю специфические общие для них проявления, которыми хочу поделиться с вами. Первое - это страх. Большинство этих людей получили настолько сильные травмы, что они заставили их совершенно забыть тело: "из-за него у меня вечно какие-то неприятности". Эти люди очень часто обладают высоким интеллектом, у них имеются очень строгие моральные устои, четкое понятие о том, что следует делать, а чего не следует. И, наконец, им проще принять боль и грубость в обращении, чем удовольствие и нежность. Научившись сражаться со сложностями, они теряются: ведь бороться с простотой, нежностью и любовью нет необходимости. Они находятся в состоянии конфликта: с одной стороны, они жаждут теплоты и нежности, с другой стороны, они испуганы. ГРАНЬ МЕЖДУ ТУЛОВИЩЕМ И КОНЕЧНОСТЯМИ КОНЕЧНОСТИ - оформляют внешнюю форму, поверхность. Ответственность за исполнение, управление, движение. Прикосновение, фиксация, защита, забота, общение, невербальное выражение. СЛУЖИТЕЛИ И ЗАКОНОДАТЕЛИ ЯДРА. ТУЛОВИЩЕ - основа, сущность, центр, бытие. Прочность, поддержка, серьезность, глубина. Уязвимость, восприимчивость, чувствование, запас энергии для КОНЕЧНОСТЕЙ. Грань между конечностями и туловищем можно рассматривать, как разрыв между
Очень часто эта грань видна визуально. У человека с нарушенной связью между туловищем и конечностями тело бывает большим, а конечности короткими или наоборот. В некоторых случаях эта грань не наблюдается внешне, а проявляется при массаже - вы можете обнаружить блок в верхней части рук и в плечах. Такой пациент очень часто не может выразить свои чувства. Когда эмоции и энергия, созданные в ядре, начинают выходить во внешний мир, они останавливаются, входя в руки. Жесткость в этой области может закончиться сердечными нарушениями. В этом случае даже на ранних стадиях можно обнаружить блок над сердцем. ГОЛОВА - мышление, логика, контроль, осторожность, управление, рождение ассоциаций, близость, видение, слух. Контролирует то, что происходит в теле. Рассчитывает баланс между чувствами и эмоциями. "Не теряй голову". "Имей голову на плечах". ШЕЯ И ГОРЛО - контроль, "брать" или "не брать" в голову, желание-нежелание. Дыхание, глотание. Невербальное одобрение, указание, крик, смех, голос. Мост между чувствами и мыслями. ПЛЕЧИ - осанка, ответственность, груз, работа. Поддержка, прочность, самозащита, контроль. Связь с действиями рук и ног. Экспрессия, вызов.
РУКИ И КИСТИ - действие. Невербальное выражение. Отдают-берут, держат, бросают, наносят удар, создают что-либо, приветствуют, участвуют в игре, самозащите. Передача внешнему миру своих чувств или отказа их выражения. Канал между внутренним и внешним миром. ГРУДЬ - поддержание жизни, прочность. Дыхание. Принятие и отдача. Жизнеутверждение, самоутверждение, превосходство. Желание жить, действие, вызывающее смертельный исход. Экспрессия, желание, любовь. Честность, терпение, мягкость, доверие-недоверие. Страх, неполноценность. Создание конфликтов и контроль над ними. Развитие эго. Сексуальные нарушения. Наличие блока в конечностях свидетельствует о глубоком конфликте между сильным побуждением к какому-либо действию и существующим и противостоящим ему внутренним запретом. Существование блоков в руках может говорить о подавленной агрессии, о невыраженной сексуальной тенденции, о нереализованных творческих наклонностях - желании рисовать, писать, играть на музыкальных инструментах. Те напряжения, которые возникают в ногах, часто связаны с использованием ног в качестве инструмента агрессии, особенно, в ранние годы жизни, а также являются последствиями физических травм. Многие методы психотерапии ориентированы на целостный подход к пониманию природы и функционирования человека. Методы телесноориентированной психотерапии занимают среди них особое место, поскольку убедительно являют практическую ценность преодоления дуализма ума и тела. Техники телесноориентированной психотерапии расширяют активное или направленное воображение, которое охватывает не только образы, но и включает в этот процесс осознание телесных ощущений и потребностей, желаний и чувств. Данные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нём блоков. Они 'отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек - единое функционирующее целое, сплав тела и психики/в котором изменения в одной области сопровождают изменения в другой. Чтобы человек смог чувствовать себя единым, вернуть себе ощущение целостности, необходимо не только интеллектуальное понимание, интерпретация или осознание вытесненной информации, ной переживание в настоящий момент обоюдного единства тела и психики, целостности всего организма. Учебная программа дает возможность познакомиться с наиболее известными, ставшими уже классическими, хрестоматийными направлениями телесно ориентированной психотерапии, получившими развитие в 20-80-х годах XX века. В настоящее время это направление психотерапии интенсивно развивается и движется к более глубокому синтезу вербальной и телесной работы терапевта. 1. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. Автор-составитель Л. С. Сергеева. - СПб.,2000.
|